Лямбда-зонд в автомобиле, что нужно знать

Лямбда-зонд, или кислородный датчик, в автомобиле играет важную роль в контроле над составом топливной смеси и уменьшении выбросов вредных веществ в окружающую среду. Он устанавливается в выхлопной системе и измеряет количество кислорода в отработавших газах, передавая эти данные в электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Если лямбда-зонд неисправен, это может привести к неправильной работе двигателя, увеличению расхода топлива и выбросам вредных веществ. Поэтому важно регулярно проверять его состояние и при необходимости заменять.

Лямбда-зонд – это устройство, которое помогает контролировать и поддерживать оптимальное соотношение топлива и воздуха в смеси. Это, в свою очередь, влияет на эффективность работы двигателя, уровень выбросов вредных веществ и расход топлива.

Лямбда-зонд. Устройство и принцип работы

лямбда-зонд. устройство кислородного датчика

Принцип работы лямбда-зонда основан на использовании гальванического элемента. После установки в выпускном коллекторе датчик разогревается до 400 градусов под воздействием потоков выхлопных газов. В таком состоянии циркониевый наконечник “активируется” и начинает “дышать” одной стороной наружным воздухом, а другой – выхлопными газами. Как только один из электродов фиксирует изменение количества кислорода, на ЭБУ автомобиля передается соответствующий сигнал.

Лямбда-зонд. Принцип работы

Полученная информация анализируется системой управления, которая позволяет поддерживать оптимальное соотношение воздуха и топлива в камерах сгорания автомобиля. Для более точной регулировки данных может использоваться второй датчик, который устанавливается за катализатором. Однако количество лямбда-зондов может быть и больше.

Сколько датчиков Лямда зонда на вашем автомобиле?

Чтобы выяснить, сколько лямбда-зондов (ЛЗ) находится в вашем автомобиле, можно обратиться в автосервис и получить информацию о диагностике ЛЗ. Однако, если вы хотите сэкономить, вы можете найти их самостоятельно.

Для начала, необходимо узнать, в каком году был выпущен автомобиль. Если он был произведен до 2000 года, то, скорее всего, в нем установлен только один ЛЗ. В современных автомобилях, выпущенных после 2000 года, обычно есть два или четыре датчика.

лямбда-зонд

Чтобы определить точное количество ЛЗ, необходимо также уточнить объем двигателя. Если объем двигателя меньше 2 литров, то в автомобиле будет два ЛЗ: один расположен в подкапотном пространстве, а другой – под днищем автомобиля. Если объем двигателя больше 2 литров, то в автомобиле будет четыре ЛЗ: два верхних, расположенных в подкапотном пространстве, и два нижних – под днищем автомобиля.

Чтобы найти верхние ЛЗ (которые чаще всего меняются), необходимо выполнить следующие действия:

  1. Открыть капот автомобиля;
  2. В центре подкапотного пространства, под пластиковой крышкой с названием марки автомобиля, найти двигатель;
  3. Осмотреть пространство вокруг двигателя и найти массивные трубы (выпускной коллектор), которые одной стороной примыкают к двигателю, а другой уходят вглубь;
  4. На выпускном коллекторе найти небольшую деталь цилиндрической формы, длиной около 5-7 сантиметров – это и будет ЛЗ (или несколько, в этом случае один датчик будет расположен справа, а другой – слева).
лямбда-зонд

Информация о том, для чего нужен ЛЗ и где он расположен, может быть интересна автовладельцам не только из-за праздного любопытства. Дело в том, что согласно сервисным книжкам разных автомобилей, эти элементы нужно менять после определенного пробега. Обычно замене подлежат ЛЗ, проработавшие более 80 тысяч километров. Однако, исходя из практики, датчики способны выдерживать нагрузки вдвое больше, если вы будете придерживаться нескольких рекомендаций.

Как понять, что неисправен лямбда-зонд

Зная, какие функции выполняет лямбда-зонд, можно легко определить его неисправность. Например, если вы заметили, что:

  • на холостых оборотах или при малом газе двигатель работает неустойчиво или вовсе глохнет;
  • расход топлива значительно увеличился;
  • динамические характеристики автомобиля ухудшились;
  • после выключения двигателя в области катализатора появляется потрескивание и неприятный запах сероводорода (так называемый запах «тухлых яиц»).

Если в вашем автомобиле проявились два или более из этих симптомов, то, вероятно, пришло время заменить лямбда-зонд и продлить срок его службы не получится.

Как продлить жизнь кислородному датчику

Однако, если все системы автомобиля работают исправно, то можно увеличить срок службы лямбда-зонда, если следовать нескольким простым правилам:

  • Использовать только качественный бензин, который рекомендован для вашего автомобиля.
  • Выбирать проверенные жидкости с присадками, которые сопровождаются сертификатами соответствия.
  • Никогда не использовать герметики для фиксации лямбда-зондов (особенно это касается силиконовых составов).
  • Не запускать двигатель многократно за короткий промежуток времени.
  • При проверке работоспособности цилиндров не отключать свечи зажигания.
  • Не перегревать выхлопную систему автомобиля (кислородные датчики способны выдерживать температуру до 950 градусов).
  • Не использовать для обработки наконечников лямбда-зондов химически активные составы.
  • Следить, чтобы место соединения лямбда-зонда и трубы оставалось герметичным.

Следуя этим советам, вы сможете продлить срок службы лямбда-зонда на вашем автомобиле.

Вывод

Благодаря данным, которые получает электронный блок управления двигателем (ECU) от лямбда-зонда, он может корректировать смесь топлива и воздуха в режиме реального времени, что позволяет обеспечить оптимальную работу двигателя в любых условиях эксплуатации.

Если лямбда-зонд работает неправильно, это может привести к неэффективной работе двигателя, увеличению выбросов вредных веществ, повышению расхода топлива, а также к ухудшению производительности и надежности автомобиля. Поэтому важно регулярно проверять состояние лямбда-зонда и при необходимости заменять его.